Карты: что делать, когда дизайн картографических проектов важен, но получается некрасиво

17 июля 2018 г.

Кар­ты все­гда отоб­ра­жа­ли раз­ные моде­ли вос­при­я­тия мира, каж­дая из кото­рых име­ет свою сим­во­ли­че­скую, худо­же­ствен­ную или обра­зо­ва­тель­ную нагруз­ку. Поэто­му при созда­нии карт дизайн зани­ма­ет осо­бую роль. Так счи­та­ет дизай­нер-кар­то­граф и гео­граф, кура­тор кар­то­гра­фи­че­ских про­ек­тов сту­дии «Urbica Design» Тая Лаври­нен­ко. Экс­перт рас­ска­за­ла Теп­ли­це о дизайне онлайн-карт, дала несколь­ко сове­тов и разо­бра­ла успеш­ные про­ек­ты.

Кар­то­гра­фи­че­ский дизайн – это, в первую оче­редь, рабо­та с дан­ны­ми, а толь­ко потом их пред­став­ле­ние и выбор сти­ли­сти­ки, вне зави­си­мо­сти от того, созда­ет автор базо­вую кар­ту или визу­а­ли­зи­ру­ет какие-нибудь тема­ти­че­ские дан­ные на кар­те. Имен­но от исполь­зу­е­мых дан­ных будет зави­сеть визу­аль­ный вид про­дук­та.

«Сей­час, поми­мо эсте­ти­че­ской при­вле­ка­тель­но­сти и эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия на поль­зо­ва­те­ля, глав­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к кар­там ста­ли лако­нич­ность и чет­кость пере­да­чи дан­ных, их ясность и нагляд­ность. Все эти усло­вия выпол­ня­ют­ся путем исполь­зо­ва­ния в кар­то­гра­фии прин­ци­пов гра­фи­че­ско­го дизай­на, бла­го­да­ря кото­ро­му облег­ча­ет­ся вос­при­я­тие карт и той инфор­ма­ции, кото­рую они отоб­ра­жа­ют, повы­ша­ет­ся эффек­тив­ность их исполь­зо­ва­ния как в прак­ти­че­ской жиз­ни, так и в нау­ке, искус­стве и обра­зо­ва­нии», – отме­ти­ла дизай­нер-кар­то­граф.

«Хороший картографического дизайн - это баланс информативности и читабельности. Не сто­ит забы­вать и о том, что кар­та – это класс­ная иллю­стра­ция, кото­рая может вовсе не отно­сить­ся к гео­гра­фи­че­ским или реаль­ным объ­ек­там. В дизайне суще­ству­ет целое направ­ле­ние тако­го вида иллю­стра­ций», – Тая Лаври­нен­ко

Дизайн карты

Пони­ма­ние зада­чи – самый пер­вый и самый важ­ный этап рабо­ты, поэто­му преж­де чем раз­ра­ба­ты­вать дизайн кар­ты, по мне­нию Таи Лаври­нен­ко, нуж­но отве­тить на три вопро­са.

1. Зачем вооб­ще делать кар­ту? (Цель.) Какую зада­чу кар­та будет решать? Напри­мер, кар­та созда­ет­ся для нави­га­ции или для ана­ли­за дан­ных / при­ня­тия реше­ния?

2. Кто поль­зо­ва­тель? (Поль­зо­ва­тель.) Для кого созда­ет­ся про­дукт? Для кого созда­ет­ся про­дукт? Напри­мер, кар­та созда­ет­ся для пеше­хо­да или води­те­ля? Для спе­ци­а­ли­ста или нет?

3. Какой кон­текст исполь­зо­ва­ния? (Кон­текст.) Какой спо­соб исполь­зо­ва­ния? Экс­перт уточ­ни­ла, что речь идет не толь­ко про обо­ру­до­ва­ние (деск­топ, тач панель или мобиль­ный), но и про сце­на­рии исполь­зо­ва­ния: сайт, при­ло­же­ние, на ули­це, дома, на выстав­ке, в музее.

«Напри­мер, сей­час мы для музея ГУЛАГА сде­ла­ли онлайн-кар­ту и пла­ни­ру­ем экс­по­зи­ци­он­ную вер­сию – это по сути два совер­шен­но раз­ных про­дук­та, у них раз­ная ауди­то­рия, раз­ные сце­на­рии, при этом про­ект вро­де как один», – при­во­дит при­мер спе­ци­а­лист.

Еще важ­ный вопрос, кото­рый повли­я­ет на дизайн кар­ты: кар­та – это само­сто­я­тель­ный объ­ект или под­лож­ка для визу­а­ли­за­ции дан­ных? «Напри­мер, если кар­та игра­ет роль под­лож­ки для дан­ных, то ее дизайн дол­жен быть ней­траль­ным, лишен­ным дета­лей, что­бы акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние поль­зо­ва­те­лей на дан­ных, в то вре­мя как стиль кар­ты для нави­га­ции дол­жен быть кон­траст­ным и инфор­ма­тив­ным», – уточ­ни­ла экс­перт.

«Одно из глав­ных пра­вил созда­ния кар­то­гра­фи­че­ско­го сти­ля – это сохра­нять баланс меж­ду инфор­ма­тив­но­стью, визу­аль­ной чисто­той и чита­бель­но­стью на каж­дом мас­шта­бе. Кар­та долж­на быть понят­ной», – отме­ти­ла экс­перт.

Для того что­бы улуч­шить вос­при­я­тие кар­ты и упро­стить ори­ен­ти­ро­ва­ние по ней, экс­перт сове­ту­ет пра­виль­но настро­ить визу­аль­ные акцен­ты, кото­рые, в свою оче­редь, зави­сят от пра­виль­но настро­ен­ной иерар­хии и филь­тра­ции дан­ных.

Советы дизайнерам

1. Пом­нить о том, что кар­та – это не про­сто кар­тин­ка. Кар­та – это визу­аль­ный рас­сказ о мире, о том, какие объ­ек­ты в нем суще­ству­ют, какие явле­ния про­ис­хо­дят, и как все это вза­и­мо­дей­ству­ет друг с дру­гом.

2. Кар­та = Дан­ные + Сти­ли­сти­че­ские пра­ви­ла (сна­ча­ла рабо­та с дан­ны­ми, потом дизайн).

3. Созда­вай­те понят­ный визу­аль­ный образ для поль­зо­ва­те­ля, а для это­го исполь­зуй­те неболь­шое чис­ло визу­аль­ных клас­сов.

4. Рабо­тая с визу­а­ли­за­ци­ей дан­ных, даже на началь­ных эта­пах про­ек­ти­ро­ва­ния очень важ­но исполь­зо­вать реаль­ные дан­ные и пом­нить, что дан­ные не ста­тич­ны. Воз­мож­но, тот спо­соб визу­а­ли­за­ции, кото­рый вы выбе­ре­те для одно­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни, совсем не сра­бо­та­ет для дру­го­го.

Примеры успешного дизайна

1. Реди­зайн кар­ты мира для Maps.ME. Это при­мер созда­ния клас­си­че­ской базо­вой кар­ты для нави­га­ции. Дизай­ном зани­ма­лась Тая Лаври­нен­ко.

Три стиля карты (слева направо): прежние стили, промежуточный вариант, новый дизайн.
Три сти­ля кар­ты (сле­ва напра­во): преж­ние сти­ли, про­ме­жу­точ­ный вари­ант, новый дизайн.

2. Кар­та для про­ек­та «Дво­ру­ли­ца». По сло­вам дизай­не­ра про­ек­та Таи Лаври­нен­ко, это при­мер того, как мож­но сде­лать базо­вую кар­ту нети­пич­ной, весе­лой и яркой.

Видеоплеер
00:00
00:19

3. Про­ект сту­дии Urbica про миро­вые агло­ме­ра­ции. «С визу­аль­ной точ­ки зре­ния про­ект класс­ный тем, что полу­чи­лось сухую и стро­гую ста­ти­сти­ку визу­а­ли­зи­ро­вать ярко и кра­си­во, не исполь­зуя стан­дарт­ные спо­со­бы визу­а­ли­за­ции и стан­дарт­ные ГИС палит­ры», – отме­ти­ла осо­бен­ность про­ек­та экс­перт.

4. Плат­фор­ма для визу­а­ли­за­ции дан­ных от Uber. Послед­няя тех­но­ло­ги­че­ская раз­ра­бот­ка от Uber, кото­рая поз­во­ля­ет быст­ро и кру­ты­ми спо­со­ба­ми визу­а­ли­зи­ро­вать дан­ные.

Изоб­ра­же­ние: скрин­шот с сай­та kepler.gl/

Кар­та – самый луч­ший и понят­ный спо­соб пред­став­ле­ния про­стран­ствен­ной инфор­ма­ции. Поми­мо сво­ей глав­ной функ­ции, помо­щи в ори­ен­та­ции на мест­но­сти, кар­та отоб­ра­жа­ет вза­и­мо­свя­зи раз­лич­ных объ­ек­тов и явле­ний и тем самым дает новые зна­ния. «Кар­та явля­ет­ся одним из самых мощ­ных инстру­мен­тов для созда­ния инфо­гра­фи­ки, – заклю­чи­ла спе­ци­а­лист.

(см. "Теплица социальных технологий")

Назад